1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Размер шрифта:
Изображения
Цвет сайта:
Настройки
Обычная версия сайта

Настройка шрифта:

Выберите шрифт: Arial Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный СреднийБольшой

Выбор цветовой схемы:

Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зелёным по темно-коричневому
Закрыть панель
Вернуть стандартные настройки

 

Уважаемые родители! 
Любовь к чтению надо прививать с самого раннего детства, и один из первых шагов – это правильный выбор книги. Прошли те времена, когда найти подходящую книгу было очень трудно. Сейчас проблема в другом:  как не запутаться во множестве ярких обложек, притягивающих взгляд на прилавках книжных магазинов. Сегодня книжный рынок предлагает огромный выбор книг, но далеко не все они желательны для чтения детей. Какие книги станут друзьями ребенка на всю жизнь, зависит от того, как подобраны книги в вашей домашней библиотеке. Мы хотим дать вам несколько советов о том, чтобы в вашей детской библиотеке книги были: доступны, наглядны, занимательны, имели воспитательную ценность и тематически были разнообразны.



Выбор книг для детского чтения

Выбирая ребенку книгу для чтения, обратите, в первую очередь, внимание на иллюстрации.
Иллюстрации должны быть:

  • Реалистичными (узнаваемыми)
  • Понятными
  • Не слишком мелкими
  • Соответствовать тексту

В противном случае, трудно будет объяснить малышу, почему кот в книжке зеленый, а ваш Васька – серый или рыжий, или показать на прогулке дерево с синими листьями. Очень важно и соответствие рисунков тексту, так как от вас будут требовать тех событий, которые изобразил художник. Избегайте ярких красок, абстрактных рисунков, они вредят восприятию текста. Дети любят смотреть рисунки не меньше, чем слушать. Они ценят красоту, юмор и фантазию.

Среди художников, иллюстрирующих книги для детей, есть свои классики, рисунки которых заслужили одобрение и любовь не одного поколения читателей. Это Ю. Васнецов, В. Конашевич, Е. Рачев, Ю. Лебедев, И. Билибин, Т. Маврина, Е. Чарушин, В. Сутеев. Созданные ими персонажи помогают ребенку ярче представить себе героев книг, понять содержание.

Круг чтения для детей достаточно традиционен: потешки, считалки, песни, стихи, сказки, рассказы о животных и природе. Если взрослый читает, то ребенок слушает текст и рассматривает картинки. Поэтому текст должен быть:

  • Понятным по смыслу
  • Легко произносимым
  • Соответствовать возрасту ребенка

Если книга познавательная, то факты в ней должны соответствовать действительности.
Но не слишком обращайте внимание на учебную ценность. Любая история, которая ребенку нравится, будет в познавательном смысле ценной.
На книги с художественным текстом тоже следует обратить внимание. В них не должно быть:

  • Произвольных сокращений, мешающих пониманию текста
  • Сленговых выражений
  • Адаптированного текста

Дети прислушиваются к звучанию речи, а не только к ее значению. Может, «адаптированные» книги и проще читать, но скучнее слушать. 
Небольшие стихотворения, песенки, считалки более предпочтительны для чтения вслух, кроме того, дети любят повторять услышанные тексты, что сделать легче, если они рифмованные.

В круге детского чтения особенно нужно выделить сказки. Они – целый мир, своеобразная философия. Дело в том, что маленькие дети не понимают полутонов в мотивации человеческих поступков, они хорошо осознают противоположные точки, например, добро-зло, хорошо-плохо, весело-грустно и т. д.. Сказки не только дают возможность убедиться в торжестве добра или счастья, но и на понятных образах показывают, что и хорошее может стать плохим, а плохое не всегда оказывается таковым. Если кому-то весело, то есть и те, кому грустно. Сказки, легко запоминаясь, осознаются постепенно, их скрытый смысл всплывает в сознании ребенка по мере взросления, давая мудрые советы уже из памяти. Сказки подсказывают и правильное поведение в различных жизненных ситуациях. «Сказка -  ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Не забывайте о детской классике. Она никогда не потеряет для детей свою привлекательность. Дети охотно слушают и читают произведения А. Пушкина, К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова, А. Барто, В. Драгунского и других, известных не одному поколению писателей. Если эти книги нравились вам самим, то есть основание считать, что они понравятся и вашим детям. Но обязательно знакомьте их с творчеством современных писателей, таких как: Марина Боровицкая, А. Усачев, М. Москвина, П. Синявский, С. Седов, В. Лунин, Т. Пономарева, Л. Яковлев, О. Кургузлов, И. Гамазкова, И. Пивоварова, Е. Матвеева и др.

Кроме новых имен начинают издаваться незаслуженно забытые авторы, писавшие для детей,  например, Лидия Чарская. У нее замечательные, добрые и эмоциональные книги. Обязательно обратите внимание на книги Н. Абрамцевой. Это сказки о доброте, об умении жить рядом, о нежности и чуткости друг к другу. Обязательна для вашей библиотеки русская классика. Особенно стихи и сказки русских писателей и поэтов. С раннего детства воспитывайте у ребенка  слух к родному языку, родному слову. Воспитание эстетического отношения к языку надо начинать в полтора-два года, когда ребенок активно учится говорить. И основным средством такого воспитания могут стать стихи русских поэтов. Само чтение и слушание стихов воспитывает чувство ритма, понимание выразительности русской речи. Только не надо приставать к ребенку с вопросами: что понял, что запомнил, красиво ли написано, этим можно воспитать стойкую неприязнь к поэзии. Просто читайте и учите ребенка слушать. Поэзия должна входить в его мир естественно, как входит речь, природа, предметный мир. Читайте А. Пушкина, С. Есенина, Ф. Тютчева, М. Цветаеву, Н. Заболоцкого. Вы учите кроху слышать и слушать магию художественного слова.



«Почемучкины» книжки.
К ним ребенок начинает проявлять интерес лет с трех. Он задаёт вопросы, на которые родители не всегда могут правильно ответить. Тогда на помощь приходят детские энциклопедии. Они дорогие, но много их приобретать и не нужно. Существует специальная познавательная литература, т. е. такие книги, которые ясно и достаточно полно раскрывают какую-либо проблему и помогают ответить на конкретные вопросы на доступном для ребенка уровне.
Как и почему  - главные вопросы ребенка, едва он начинает говорить. На помощь могут прийти рассказы Л. Толстого, К. Ушинского, В. Бианки, Г Снегирева, К. Паустовского, Б. Житкова и др.



Видеокнига. Существует два вида компьютерной книги:

  • Обычная, когда на экране появляется текст, который можно только читать.
  • Живая отличается от обычной тем, что произведение, чаще всего сказка, разделяется на 10-12 сменяющих друг друга картин с сопроводительным текстом. В каждой части есть оживающие эпизоды, которые проигрываются при щелчке мыши по персонажу сказки. К такой книге прилагается от трех до десяти мини-игр, обычно игры-раскраски. Текст читает профессиональный актер, сопровождаемый  цветными иллюстрациями. Видеокнига привлекательна для ребенка, но существуют некоторые особенности ее восприятия ребенком.

Иллюстрации оказывают значительное влияние на понимание текста детьми всех возрастов. Дети лучше понимают и запоминают текст.

Мультипликационные фрагменты помогают лучше воспринимать действия героев.

Музыкальные фрагменты формируют музыкальный образ героя, передают его душевное состояние и общее настроение произведения.

Положительные стороны видеокниги: Большой объем заложенных произведений и сведений, возможность просмотра наиболее ярких эпизодов, музыкальное сопровождение, чтение текста профессиональными актерами, наличие хорошей графики, возможность распечатки любого фрагмента текста.

Отрицательные стороны видеокниги: Не решен вопрос о влиянии компьютера на здоровье ребенка: как долго ему можно находиться у монитора. Обычную книгу можно читать в любых условиях, чего не скажешь о компьютере. Видеокниги дороги. Исчезает «образ» книги, на экране просто текст с иллюстрациями, игры отвлекают ребенка от сюжета книги.
Родители могут собрать и заложить в файлы «самодельную» книгу, в состав которой будут входить выбранные ими стихи, сказки, рассказы с вставленными иллюстрациями или собственными рисунками.



Кто выбирает книгу 
Взрослые, конечно, знают о литературе больше, но иногда стоит доверить выбор книги ребенку. Огромное разнообразие книг в книжном магазине, тут тебе и С. Михалков, и Б. Житков, и любые сказки, с картинками, наклейками. Энциклопедии, самоделки, азбуки, загадки,… Но мало в книжных магазинах детей-читателей. Взрослые пишут книги, взрослые их выбирают и с гордостью приносят домой. Книга торжественно вручается ребенку, а он не рад. Как? Мы сами о такой в детстве мечтали!

В том - то и дело, что вы мечтали, а не ваш малыш. Ему интересно узнать про динозавров, а книга о кошках. И ребенок разочарован не меньше вас, и не может скрыть своего разочарования.

Может лучше взять его с собой, когда вы идете покупать ему книгу? Пусть выбирает одну, две, но самые желанные. Тогда это будет его книга, он выбрал её САМ. Она будет соответствовать его внутренним мыслям, его интересам. Вы начнете лучше понимать своего ребенка, узнаете, что он хочет, и сможете поговорить с ним на одном языке. Дайте ребенку высказаться, дайте право выбирать: какие книги читать, какие мультики смотреть и т. д.

Дело вовсе не в том, что он читает, и соответствует ли книга его возрасту, важно, что ценного отложилось в душе ребенка, какие выводы он сделал. Спросите, что ему понравилось, и как он считает, для чего написана книга, правильно ли он ее выбрал? И удивитесь его обстоятельному и мудрому ответу.

Доверьте ребенку самому собирать свою библиотеку, и тогда он не будет рисовать на книгах и выдирать листы, да и вопрос «почему ты не читаешь?», скорее всего, не возникнет.



Организация домашней библиотеки
В каждом доме, у каждой читающей семьи, есть какое-то книжное хозяйство. А вот можно ли им пользоваться, удобно ли и кому?

Если книг немного, найти нужного автора или книгу не составит никакого труда. Но книги обладают удивительной способностью «размножаться», и вы обозреваете книжные полки с вопросом: «Ну, куда же она подевалась?»

Устройте вместе с ребенком интересную игру «Глобальное книжное переселение». Суть игры состоит в том, что домашние дружно и сосредоточенно разгребают книжные завалы.
Следующими методами:

  • Определитесь сначала, в какой стране, живет такая-то книжка. Папиным книгам определите свое место, маминым – свое, а Винни-Пуху и Чебурашке - свой уголок.
  • Расселив книги по «городам», расселите их по «улицам». А улицы имеют свои названия – Детская, Детективная, Деловая и т. д.
  • На улицах есть и домики (книжные шкафы или полки). Займитесь пропиской книг по этажам.
  • Затем расставьте книги в алфавитном порядке по авторам или соберите все сборники сказок, стихов, детективов, кулинарии и …что еще там у вас есть?
  • Заселяйте полки по очереди, расставляя в алфавитном порядке.
  • Расселение успешно произошло, но это не конец игры. Надо книги «прописать».

Книга – она как человек, у нее есть имя (название), фамилия (автор), дата рождения (год выпуска), место рождения (издательство). Заведите ей паспорт. На отдельной карточке запишите данные каждой книги, затем соберите их в картотеку. С появлением компьютера эта процедура значительно упростилась.

Какой вариант картотеки выбрать – компьютерный, карточный, блокнот с буквами – решать вам самим. Адрес может выглядеть так «Д2» – детская полка, второй ряд.

Теперь поиск нужной книги займет гораздо меньше времени, вы не купите книгу-близнеца, если что-то подобное уже есть, понравившийся автор будет прочитан полностью. И, конечно, детей приучите к порядку, познакомите с домашней библиотекой, наконец, обучите алфавиту. Это дело не одного дня, но как горд будет ваш ребенок и сколько плюсов у такой



Список использованной литературы:

  • Ахмедова, Л. Кто выбирает книгу? // Первое сентября. – 2004. – 24 апр. – с. 6
  • Безрукова, С. В. Я люблю читать: кн. для детей и родителей – Ростов/Д: Феникс, 2001. – с. 82 - 89.
  • Гриценко, З. А. «Ты детям сказку расскажи…» - М.: Линка-Пресс, 2003. -  с. 13 – 18
  • Зоря, С. Сказка по рецепту / С. Зоря, Н. Паршина // Няня. – 2008. – № 9. –  С. 72-73.
  • Зоря, С. Слово за слово / С. Зоря, Ю. Перякина // Няня. – 2009. - № 9. – С. 82-83.
  • Кашина, Н. Книги отдельно – дети отдельно…/ Н. Кашина // Первое сентября. – 2003. – 4 марта. – С. 4.
  • Костина, И. По местам становись! / И. Костина // Игра и дети. – 2003. - № 6. – С. 6-7.
  • Папазян, Н. Пришли мне чтения доброго / Н. Папазян // Дошкольное воспитание. – 2002. - № 7. – С. 99-100.
  • Слуцкий, В. Как стать книгочеем / В. Слуцкий // Мой ребёнок. – 2009. - № 4. – С. 110-112.
  • Сосновская, Н. Малышки и книжки / Н. Сосновская // Мой кроха и я. – 2007. - № 2. – С. 37-38.
  • Шишова, Е. Как приучить малыша к чтению / Е. Шишова // Домашняя школьная библиотека. – 2004. - № 4/5. – С. 5-7.

Составитель: Азаренко Т. А., главный библиотекарь 
сектора информационных технологий ЦДБ «Радуга»

Год российского кино
РБА