1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Размер шрифта:
Изображения
Цвет сайта:
Настройки
Обычная версия сайта

Настройка шрифта:

Выберите шрифт: Arial Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный СреднийБольшой

Выбор цветовой схемы:

Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зелёным по темно-коричневому
Закрыть панель
Вернуть стандартные настройки

 

Уважаемые родители!
Читать вместе – это огромный труд, но, когда вы читаете, ваши дети фантазируют, создают красочный мир, в котором живут их друзья – литературные герои.

Когда вы читаете вслух, вы делите с ребенком не только время, но и интерес, вы рассуждаете, обсуждаете прочитанное.

Когда вы читаете, вы учите ребенка слушать, слушать долго, и не прерываясь, слушать вдумчиво и внимательно.

Чтение хорошей детской книги всегда приятно: помогает лучше понимать своих детей и вновь возвращает вас в мир своего детства.



1. Виды семейного чтения
Чтение бывает опосредованным, чтением-сотворчеством и самостоятельным.

Опосредованное чтение – это чтение, когда ведущая роль принадлежит чтецу, то есть взрослому. Ребенок выступает в роли слушателя. Это дает возможность взрослому: 
- контролировать процесс чтения: соблюдать ритм, изменять текст, делая его более доступным
- ярко и выразительно подавать материал
- следить за реакцией ребенка

Чтение вслух – задача не из легких. Текст требует не просто механического произношения, но и обыгрывания, создания голосом образов героев книги. По своему опыту родители знают, что через страницу начинает одолевать зевота и клонит в сон. А случается это тогда, когда чтение ребенку воспринимается как обязанность. Чтобы чтение вслух стало радостью, важен настрой не только ребенка, но и взрослого. Будьте готовы реагировать на внезапно возникающие по ходу чтения вопросы и комментарии ребенка и его проявлению отношения к прочитанному: смех, плач, протест. Чтение – это общение, разговор, и если вы обрываете ребенка: «Сначала послушай, разговаривать будем потом», он почувствует себя брошенным и ненужным.

Чтение как сотворчество – это чтение, когда на равных участвуют взрослый и ребенок. Ребенок совмещает роль слушателя и роль рассказчика, и даже роль критика. Учите ребенка отмечать положительные и отрицательные стороны героев книги как можно раньше, ведь высказанная вслух симпатия или антипатия к герою поможет малышу осознать, почему нравится один и не нравится другой герой. Кроме развития речи и творческого мышления, сотворчество позволяет незаметно привить у ребенка желание читать самому. Какие же варианты сотворчества существуют?
- Начинаете чтение и через некоторое время предлагаете ребенку придумать, что должно произойти дальше
- Можно прочитать стихотворение с разными интонациями: весело, печально и обсудить, какая из них была правильная.
- Можно устроить чтение по ролям. Вы говорите за одного героя, ребенок за другого, он начинает следить за смыслом, учится говорить с выражением, тренирует память.
- Очень нравится детям игра в «договорки», когда текст надо закончить словом, подходящим по смыслу. Эта игра увеличивает запас слов ребенка, развивает чувство языка, учит слышать отдельные слова и их сочетания.

Самостоятельное чтение – самый сложный вид чтения. Легко запоминая буквы, ребенок сталкивается с проблемой соединения их в слоги, а затем в слова. На фоне неудач у него может пропасть интерес к чтению. Введите элементы игры в процесс овладения чтением. 
Упражнение-загадка поможет понять логику образования слова. Выберите для чтения простые и понятные слова, например: мяу, гав, хрю и т.п. Буквы напишите на отдельных карточках. Прежде, чем показывать буквы, спросите: «Как мяукает кот?» Покажите поочередно буквы, М-Я-У, попросите их назвать, причем именно звуки м, я, у – это облегчит складывание их в слоги. Когда буквы названы, спросите: какое слово получилось, и кто его произносит.
Следите, чтобы занятие не утомило ребенка, предложите послушать стихи или сказки о буквах.
Ваш ребенок научился читать сам. Вы испытываете гордость и облегчение. Вручаете ему интересную книгу и освобождаете себя от этой повинности. Это самая большая ошибка родителей. Даже научившись читать самостоятельно, ребенок нуждается в вас, как в чтеце.
Во-первых, стремление ребенка получить из книги интересующую его информацию натыкается на его слабую технику чтения, теряется смысл текста.
Во-вторых, чтение взрослого выразительное, эмоциональное, что делает содержание более захватывающим.
В-третьих, взрослый помогает вникнуть в смысл, если попадаются незнакомые слова.
В-четвертых, это возможность пообщаться с ребенком, жить с ним одними интересами.
Испытывая негативные эмоции от вашего отказа почитать, он на подсознательном уровне проводит параллель между чтением и вашим нежеланием тратить на него время. И он все меньше стремится к чтению, родители удивляются: «Он так любил читать!».
Не торопите события, пусть инициатором самостоятельного чтения станет он сам.



2. Выбор книг для детского чтения
Какие же книги читать?
- Сказки народные о животных, сказки волшебные, авторские, стихотворные.
- Истории про сказочных животных, про реальных животных.
- Про маленьких волшебных человечков: Карлсона, Мурзилку, Мумми-тролей и т. п.
- Про детей, попавших в сказочный мир.
- Про детей в реальной жизни.
- Книги познавательного характера, обязательно красочные.
- Любимые книги вашего детства.

Вы обращали внимание на то, как из большой книги ребенок выбирает то, что хочет услышать от вас в качестве прочитанного? Сначала он рассматривает те картинки, где изображены знакомые ему предметы и явления. Затем, взрослея, те, что кажутся ему загадочными или вызывают эмоции: смех или страх. Значит, определяющим в выборе чтения ребенка остается наглядный образ, а не содержание текста. Сегодня выбор книг огромен. Но не все они годятся для чтения детей. При выборе книги обязательно ознакомьтесь с иллюстрациями и текстом.

Рисунки должны быть:
- реалистичными
- понятными
- не слишком мелкими
- соответствовать тексту
Очень сложно объяснить ребенку, почему на картинке слон зеленый. А в жизни – серый. Важно и соответствие рисунков тексту, потому что при чтении ребенок потребует именно то развитие событий, которое изобразил художник.
Поскольку у дошкольников преобладает опосредованное чтение, то текст должен быть:
- понятным по смыслу
- легко произносимым
- соответствовать возрасту читателя
- в книге не должно быть произвольных сокращений, мешающих пониманию смысла текста
- сленговых выражений.

Небольшие стихи, песенки, считалки предпочтительнее для чтения вслух. Дети любят декламировать, проговаривать услышанные тексты вслух, что сделать легче, если они рифмованные.
В круге детского чтения сказки стоит выделить особо. Они – целый мир, своеобразная философия, на понятных образах показывающая разнообразие и эмоциональность окружающего мира. Сказки, легко запоминаясь, осознаются постепенно, их скрытый смысл всплывает в сознании ребенка по мере взросления, давая мудрые советы уже из памяти. Сказки помогают формировать правильное поведение в различных жизненных ситуациях.

Если вы затрудняетесь в выборе книг, начните чтение с произведений детской классики. Дети до сих пор охотно слушают и читают произведения А. Пушкина, К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова, А. Барто, В. Драгунского и других, известных вам с детских лет.
Из современных писателей, пишущих для детей, рекомендуем обратить внимание на М. Боровицкую, М. Яснова, А. Усачева, М. Москвину, С. Седова, В. Лунина, О. Кургузлова, И. Пивоварову, Е. Матвееву и др.
Кроме новых имен, издаются и незаслуженно забытые авторы, писавшие для детей, например, Л. Чарская.
И помните, что вам, обязательно, помогут выбрать качественную книгу для чтения  и помогут разобраться во всем многообразии современной детской литературы в детской библиотеке.



3. Организация книжного собрания дома
В каждом доме, у читающих семей, есть книжное хозяйство. А удобно ли им пользоваться вашим детям? Если книг немного, найти нужного автора или книгу не составит труда. Но книги имеют удивительную способность «размножаться», и найти нужную книгу становится все труднее. Устройте вместе с ребенком интересную игру «Книжное перенаселение». Все вместе разгребите книжные завалы таким образом:

1. Определите сначала, в какой стране, какая книга живет. Папиным книгам свое место, маминым – свое, а Винни-Пуху и Чебурашке свой уголок.

2. Расселите книги по «городам», расселите их по «улицам». И названия у улиц тоже есть – Детективная, Детская, Деловая и т. д.

3. На улицах есть и домики (книжные шкафы или полки). Пропишите книги по этажам.

4. Расставьте книги в алфавитном порядке по авторам или соберите все сборники сказок, стихов, детективов, кулинарии и … что еще у вас есть?

5. Заселяйте полки по очереди, расставляя в алфавитном порядке.

6. Расселение успешно прошло, но это не конец игры. Надо книги «прописать». Книга, как человек, у нее есть имя (название), фамилия (автор), дата рождения (год выпуска), место рождения (издательство). Заведите ей паспорт. На отдельной карточке запишите данные каждой книги, затем соберите их в картотеку.
Адрес может выглядеть так «Д 2» – детская полка, второй ряд.

Это дело не одного дня, но как рад будет ваш ребенок и сколько плюсов в такой игре, вы понимаете сами.


Советы о пользе семейного чтения 

Список использованной литературы

  • Воронова, А.А. Арт – терапия / А.А. Воронова. – Ростов на Дону : Феникс, 2013. – 253 с.
  • Коровина, Е.А. Знаем ли мы свои любимые сказка? / Е.А. Коровина. – Москва : Центрполиграф, 2013. – 381с.
  • Артемьева, В. Путешествие в Литературную страну / В. Артемьева // Игра и дети. – 2012. – № 2. – С.36 - 37.
  • Волдинер, Н. Сказочные животные / Н.Волдинер // Школьный психолог. – 2011. – № 10. – С.19 - 23.
  • Диас Паскуаль, Н. О пользе сказок / Н.Диас Паскуаль // Начальная школа. – 2013. – № 5. –С. 48 – 49.
  • Лейцина, О. Жила – была семья / О. Лейцина // Сказкотерапия в работе с детьми и взрослыми. – Школьный психолог. – 2013. – № 6. – С.44 - 47.
  • Медовой, И. Сказка сказок / И. Медовой // Семья и школа. – 2013. – № 9. – С.22.
  • Михайлова, Э. Великолепная пятерка, или Семейное чтение – вот лучшее учение / Э. Михайлова // Семья и школа. – 2012. – № 5. – С. 12 - 15.
  • Мосина, Е. Бином фантазии / Е.Мосина // Школьный психолог. – 2011. – № 10. – С.13 - 15.
  • Петров, В. Что читают наши дети / В.Петров // Семья и школа. – 2013. – № 5 - 6. – С.68 - 71.
  • Пятков, Е. Сказкотерапия в экспресс – режиме / Е. Пятков // Школьный психолог . – 2011. – № 10. – С.16 – 18.
  • Реброва, Е. Папмамбук – сайт для тех, кто читает детям / Е. Реброва // Библиотека в школе. – 2013. – № 1. – С. 23 - 26.
  • Сакович, Н. Инструмент навигации / Н.Сакович // Школьный психолог. – 2011. – № 10. – С. 10 – 12.
  • Тихомирова, И. Быть или казаться / И.Тихомирова // Семья и школа. – 2013. – № 9. – С.30 – 35.
  • Тихомирова, И. Воспитание литературой и возможности библиотеки / И.Тихомирова // Школьная библиотека. – 2014. – № 1. – С. 8 - 12.
  • Тихомирова, И. Материнское чтение в контексте воспитания подростков : обучающая практика. / И.Тихомирова // Школьная библиотека. – 2014. – № 2. – С. 49 - 55.
  • Тихомирова, И. И. Подарите детям счастье / И.Тихомирова // Семья и школа. – 2013. – № 3-4. – С.48 - 50.
  • Черняк, М.А. Современная литература как инвестиция читателя / М.А.Черняк // Школьная библиотека. – 2014. – № 2. – С.29 - 35.
  • Чивикова, О.А. Большие открытия – маленьким читателям. Из опыта работы отдела семейного чтения Липецкой областной библиотеки с родителями и детьми / О.А.Чивикова // Школьная библиотека. – 2012. – № 2 - 3. – С. 81 - 84.

 

Составитель: М.А.Немчинова, заведующая отделом обслуживания «Семья»

Центральной детской библиотеки «Радуга»

Обновлено: 16 сентября 2014 года

 

 

 

 

Поделиться в социальных сетях

Год российского кино
РБА